 |
Службы
персонала являются функциональными подразделениями и не участвуют напрямую в управлении основной
деятельностью персонала, а лишь помогают руководству организации и подразделений
решать вопросы о приеме на работу, увольнениях, перемещениях, повышении
квалификации. Поэтому на практике важно оптимальное сочетание прав линейных
руководителей и специалистов по персоналу, в том числе на основе их совместной
ответственности.
Важнейшим
элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его
движением. Их основные функции: учет персонала; прогнозирование и планирование
потребности в кадрах; организация набора, отбора, подготовки, переподготовки,
перемещения, увольнения работников; изучение и оценка кадров руководителей,
специалистов и представление руководству рекомендаций по замещению вакантных
должностей теми или иными лицами; формирование кадрового резерва и работа с ним
по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее
итогам.
Кроме того,
подразделения службы персонала разрабатывают гибкие программы развития и
стимулирования персонала, улучшения условий труда и быта, дифференцированные
подходы к выбору направлений и форм работы с ним, в том числе применительно к
нуждам отделений. Специалисты центральной службы занимаются реализацией кадровой
политики на основе общей стратегии, консультациями по вопросам аттестации и подбора
руководителей.
Необходимость наличия службы персонала (отдела кадров) зависит от следующих факторов:
– размера
предприятия,
– сложности
законодательства,
– уровня
квалификации персонала,
– развитости и
сложности социальных отношений,
– возможностей
руководителя и его интереса к проблемам персонала.
В малых
фирмах кадровыми вопросами обычно ведает одно лицо (руководитель); в средних и
крупных – специальные подразделения. В составе
кадровой службы должны быть сотрудники, отвечающие за информацию о рынке рабочей
силы, анализ и планирование потребности в кадрах, переобучение, проверку и
тестирование, ведущие делопроизводство и архив, готовящие кадровые
приказы; осуществляющие компьютерное обеспечение кадровой работы.
Работа служб
персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках первого
осуществляется текущая кадровая работа: анализ состояния и планирование
потребностей в кадрах, разработка штатных расписаний, осуществление набора,
оценки и отбора персонала; тестирование; планирование ближайших кадровых
перемещений и увольнений, текущий учет и контроль, подготовка, переподготовка и
повышение квалификации, формирование резерва на выдвижение, пропаганда
организационных ценностей и воспитание персонала в их духе.
Информация по созданию, управлению службой персонала и современные материалы – на наших учебных курсах.
|