ВАЖНЫЕ КАДРОВЫЕ НОВОСТИ
2013 
28.12.2013
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"»
Основная часть поправок обусловлена введением специальной оценки условий труда. Она становится основным инструментом для решения вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях. Указанная оценка призвана заменить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Кроме того, вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда.
Кроме того, скорректировано трудовое законодательство. Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).
Предусмотрена возможность увеличения для указанных работников максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе – с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее – с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.
Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период – 3 месяца).
Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.
Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.
Вносятся коррективы в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Снижен размер финансовых санкций за неподачу или несвоевременное направление в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
28.12.2013
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры – аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда. Она предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в пенсионный фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля. В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами. Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда. Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
28.12.2013
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
С 1 января 2015 г. накопительная часть трудовой пенсии станет самостоятельным видом пенсии. Накопительная пенсия становится самостоятельным видом пенсии (а не одной из составляющих трудовой пенсии).
Порядок установления и выплаты накопительной пенсии в целом соответствует прежним условиям. Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, при наличии у них пенсионных накоплений в ПФР или НПФ. Размер пенсии определяется исходя из суммы накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии. Последний до 2016 г. составляет 19 лет. После этой даты он будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.
В пенсионные накопления входят страховые взносы на накопительную пенсию (включая дополнительные, взносы работодателя, по программе софинансирования), направленные на эти цели средства материнского капитала и доходы от их инвестирования. Для тех, кто обратиться за накопительной пенсией в более позднем возрасте, предусмотрены льготные условия исчисления ее размера (сокращение ожидаемого периода выплаты).
Предусмотрена корректировка пенсии по результатам инвестирования средств выплатного резерва. В случае смерти лица его пенсионные накопления выплачиваются его правопреемникам. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г. При этом получатели накопительной части трудовой пенсии будут автоматически переведены на получение накопительной пенсии (без подачи каких-либо заявлений).
28.12.2013
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин – 60 лет; для женщин – 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастает с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же нестраховые периоды, что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде – 3 года).
Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.
Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.
Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты. Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Механизм индексации пенсий останется прежним.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
25.12.2013
Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
Утверждено Соглашение о минимальной заработной плате на 2014 г. Размер минимальной заработной платы в Москве увеличивается до 12600 руб. (был – 12200 руб.), а с 1 июля 2014 г. – до 12850 руб.
Размер минимальной зарплаты включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени и исполнившему свои трудовые обязанности. В нее включаются оклад, доплаты, надбавки, премии и другие выплаты.
04.12.2013
Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»
Поправки касаются выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения. Граждане 1967 г. рождения и моложе должны до конца 2015 г. определиться – формировать или нет накопительную часть трудовой пенсии. Для первого варианта необходимо перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд либо выбрать частную управляющую компанию или один из возможных инвестиционных портфелей государственной УК (расширенный либо портфель госбумаг). Для тех, кто уже сделал такой выбор, тариф на накопительную часть пенсии по-прежнему составит 6%. Для "молчунов", чьи накопления находятся в ПФР и которые ни разу не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля УК или переходом в НПФ, тариф составит 0%. Таким образом, они по сути откажутся от финансирования накопительной части трудовой пенсии и все 6% пойдут в страховую часть и будут учтены при индексации их расчетного пенсионного капитала.
Кроме того, при выборе инвестиционного портфеля государственной УК граждане вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от накопительной части пенсии.
Для молодежи, начинающей трудовую деятельность и впервые вступающей в систему пенсионного страхования с 2014 г., на выбор варианта пенсионного обеспечения отводится 5 лет.
До тех пор, пока лицо не сделает выбор, тариф для него будет составлять 0%. Меняется порядок уплаты страхователями взносов на ОПС. Они будут вносить их по общему тарифу без разделения на взносы на страховую и накопительную части пенсии. Учитывать средства, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, станет ПФР исходя из данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным лицом вариантом пенсионного обеспечения.
В связи с созданием системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящим акционированием НПФ пенсионные накопления за 2014 г. передаются в распределительную составляющую пенсионной системы. Это обусловлено тем, что НПФ и УК смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям только к 01.01.2015. Однако указанные суммы накоплений будут учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
02.12.2013
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"»
С 1 января 2014 г. минимальный размер оплаты труда увеличен до 5554 руб. в месяц. С 1 января 2013 г. МРОТ равнялся 5205 руб. в месяц. Закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
02.12.2013
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"»
Внесены поправки в Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и проффесиональных заболеваний. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год. Ранее в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливалась в размере, равном указанной максимальной сумме.
Теперь в этой ситуации размер единовременной страховой выплаты составляет 1 млн руб. Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г.
30.11.2013
Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»
С 1 января 2014 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды увеличивается в 1,098 раза и составит 624 тыс. руб. (в 2013 г. – 568 тыс. руб). Индексация произведена с учетом роста средней зарплаты в стране. Напомним, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих указанную величину, страховые взносы в ФСС и ФОМС не взимаются, а в ПФР исчисляются по более низкой ставке (это не касается плательщиков, применяющих льготные ставки страховых взносов). При начислении взносов в ПФР по дополнительным тарифам (за работников вредных и опасных производств, выходящих на пенсию досрочно) величина базы не ограничивается. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
30.10.2013
Постановление Правительства РФ от 30 октября 2013 г. № 973 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год»
Определены предельные размеры пособий по безработице на 2014 г. Максимальный и минимальный размеры пособия по безработице в 2014 г. останутся прежними. По сравнению с 2013 г. их величина не изменилась, максимальный размер пособия составляет 4900 руб., а минимальный – 850 руб.
06.09.2013
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2013 г. № 784 «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»
Скорректировано положение о Минтруде России. Речь идет о его полномочиях. Установлено, что Министерство определяет (по согласованию с Минэкономразвития России, Минрегионом России и ФМС России) правила формирования квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешений на работу, распределения указанных квот по субъектам Федерации, изменения их размера, установления резерва. В отношении квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу – распределения и по профессионально-квалификационным группам.
Кроме того, Минтруд России (также по согласованию с Минэкономразвития России, Минрегионом России и ФМС России) готовит предложения по определению потребности в привлечении иностранных работников (в т. ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам), утверждению вышеназванных квот.
13.09.2013
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2013 г. № 802 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1100»
Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком будут исчислять в размере 40% среднего заработка. Установлен порядок исчисления среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя.
Ранее указанное пособие выплачивалось им в минимальном фиксированном размере. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 86-ФЗ для данной категории граждан пособие установлено в размере 40% среднего заработка (как и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком).
Определен порядок исчисления предельной величины среднедневной зарплаты матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя.
06.09.2013
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2013 г. № 784 «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»
Скорректировано положение о Минтруде России. Речь идет о его полномочиях. Установлено, что Министерство определяет (по согласованию с Минэкономразвития России, Минрегионом России и ФМС России) правила формирования квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешений на работу, распределения указанных квот по субъектам Федерации, изменения их размера, установления резерва. В отношении квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу – распределения и по профессионально-квалификационным группам.
Кроме того, Минтруд России (также по согласованию с Минэкономразвития России, Минрегионом России и ФМС России) готовит предложения по определению потребности в привлечении иностранных работников (в т. ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам), утверждению вышеназванных квот.
08.08.2013
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об
утверждении номенклатуры должностей педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций»
Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также
руководителей образовательных организаций. Она устанавливает единый
подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех
организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Так,
предусмотрены следующие должности руководителей образовательных
организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только
для вузов).
Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя;
руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в
том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель
(заведующий) учебной (производственной) практики; советник при
ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной
организации, факультета (института). Таким образом, за лицами,
занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие
меры социальной поддержки.
Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского
состава и иных педагогических работников. Постановление вступает в силу
с 1 сентября 2013 г.
25.07.2013
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации»
С момента вступления в силу данного закона иностранные работники смогут
осуществлять трудовую деятельность на территории России только после
достижения совершеннолетия. Ограничение по возрасту не распространяется
на спортсменов и творческих работников. Как следует из закона,
нововведения направлены на содействие в приоритетном трудоустройстве
граждан России и не носят дискриминационного характера.
02.07.2013
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 183-ФЗ «О внесении изменения в
статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»
Внесены поправки в Закон о социальной защите инвалидов. Речь идет о
квотировании рабочих мест для инвалидов. Региональным законодательством
квота для приема на работу инвалидов устанавливается в определенных
размерах. Работодателям, численность сотрудников которых превышает 100
человек,
– от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Если численность сотрудников составляет от 35 до 100 человек, может
вводиться квота в размере не выше 3% среднесписочной численности
работников. Работодатели
– общественные объединения инвалидов и образованные ими организации
освобождены от соблюдения установленной квоты для приема на работу
инвалидов.
02.07.2013
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации"»
Требования к специальным рабочим местам для инвалидов определяет
Министерство труда РФ. Внесены поправки в Закон о социальной защите
инвалидов. В законе закреплено, что работодатели оснащают (оборудуют)
специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов с учетом
нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с
основными требованиями к такому оснащению (оборудованию), которые
определяет Минтруд России.
02.07.2013
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Поправки направлены на борьбу с дискриминацией кандидатов на вакантные
рабочие места. Трудовой кодекс РФ не допускает какого бы то ни было
прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или
косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от
обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (кроме
случаев, предусмотренных федеральным законом). Однако на практике
большое количество объявлений работодателей о вакансиях носит
дискриминационный характер (чаще всего по признакам возраста и пола).
В связи с этим работодателям прямо запрещено распространять информацию о
вакансиях с ограничениями по полу, расе, цвету кожи, национальности,
языку, происхождению, имущественному, семейному, социальному и
должностному положению, возрасту, месту жительства, отношению к религии,
политическим убеждениям, принадлежности к общественным объединениям или
каким-либо социальным группам, а также по другим обстоятельствам, не
связанным с деловыми качествами работника (кроме случаев, прямо
предусмотренных законом). За нарушение этого запрета предусмотрен
административный штраф. Фиксировать такие нарушения будут должностные
лица органов власти регионов в области содействия занятости населения.
В законе также уточняется порядок привлечения к административной
ответственности за неуведомление органов власти регионов в области
содействия занятости населения о привлечении к трудовой деятельности
иностранного гражданина или лица без гражданства. Указанным органам
передаются полномочия по фиксации таких нарушений. Ранее их
протоколировали должностные лица Роструда.
02.07.2013
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 157-ФЗ «О внесении изменения в
статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации»
Расширен перечень лиц, которым предоставляются отпуска без сохранения
заработной платы. Такие отпуска, в частности, полагаются родителям и
супругам военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения,
контузии, увечья либо заболевания, полученных в связи с прохождением
военной службы. Указанная льгота также распространена на родителей и
супругов сотрудников федеральной противопожарной службы, органов
внутренних дел, наркоконтроля и УИС, а также таможенников, погибших или
умерших по вышеназванным причинам. Напомним, что продолжительность
такого отпуска составляет до 14 календарных дней в году.
06.06.2013
Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. № 482 «О
продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за
работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого
отдельным категориям работников»
Некоторым медицинским работникам установлен ежегодный дополнительный
оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями
труда. Речь идет о лицах, которые оказывают психиатрическую помощь,
непосредственно участвуют в оказании противотуберкулезной помощи,
занимаются диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных, работают с
материалами, содержащими ВИЧ. Установлена продолжительность указанного
отпуска по должностям (специальностям, категориям) сотрудников.
05.06.2013
Приказ Министерства
труда и социальной защиты РФ от 30 апреля 2013 г. № 182н
(зарегистрирован в Минюсте РФ 5 Июня 2013 г.) «Об утверждении формы и
порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и
вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения
работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о
сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий
календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о
количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды
временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска
по уходу за ребенком»
С 1 января 2013 г. действуют поправки, внесенные в Закон об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством. В частности, был уточнен порядок расчета среднего
заработка работников в указанных случаях. В связи с этим утверждены
новые форма и порядок выдачи справки о доходах, на которые были
начислены страховые взносы. В этой справке, помимо прочего, теперь
указываются периоды (в календарных днях), за которые на сохраняемую
зарплату работника страховые взносы не начислялись.
Как и прежде, страхователь обязан предоставить гражданину названную
справку непосредственно в день прекращения работы (службы, иной
деятельности). Если это невозможно, застрахованному лицу передается
уведомление о необходимости явиться за ней лично либо предлагается дать
согласие на ее отправление по почте. После увольнения справку можно
получить по письменному заявлению бывшего работника (его законного
представителя либо доверенного лица). Заявку можно представить лично или
направить по почте. Страхователь обязан выдать справку не позднее 3
рабочих дней с даты получения (регистрации) заявления.
Справка заполняется на основании данных бухгалтерского учета и
отчетности бывшего работодателя и удостоверяется круглой печатью.
Последняя не должна закрывать подпись.
Прежний приказ Минздравсоцразвития России признан утратившим силу.
01.06.2013
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 г. № 444 «О переносе
выходных дней в 2014 году»
В соответствии с частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской
Федерации и в целях рационального использования работниками выходных и
нерабочих праздничных дней в 2014 году постановлением предусматриваются
выходные дни 4 и 5 января (суббота и воскресенье), совпадающие с
нерабочими праздничными днями, перенести на 2 мая и 13 июня
соответственно. Учитывая, что 23 февраля совпадает с выходным днём (воскресенье),
который переносится на 24 февраля, предлагается в соответствии с частью
5 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации перенести данный
выходной день на 3 ноября.
Таким образом, период зимнего отдыха составит 8 дней – с 1 по 8 января
2014 года; в феврале 2014 года днями отдыха будут 22-23 февраля (День
защитника Отечества); в марте 2014 года выходными будут 8-10 марта (Международный
женский день); в мае 2014 года выходными днями будут 1-4 мая (Праздник
Весны и Труда) и 9-11 мая (День Победы); в июне 2014 года днями отдыха
будут 12-15 июня (День России); в ноябре 2014 года выходными днями будут
1-4 ноября (День народного единства).
24.05.2013
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г.
№ 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»
Установлен макет профессионального стандарта. Профессиональные
стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями
Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утвержден
макет стандарта. Он предусматривает 4 раздела: общие сведения;
описание трудовых функций, которые содержит стандарт
(функциональная карта вида трудовой деятельности);
характеристика обобщенных трудовых функций; дополнительные
сведения о стандарте.
07.05.2013
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации"»
Иностранцам разрешили руководить торговой деятельностью. Внесены
изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации. Правительство РФ вправе устанавливать допустимую долю
иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. Так,
в сфере розничной торговли она составляет 0%. Поправками вводится прямой
запрет привлекать иностранных работников в качестве
высококвалифицированных специалистов в сферу розничной торговли товарами
народного потребления (включая фармацевтическую продукцию). Данный
запрет не применяется к работникам, которые руководят деятельностью,
связанной с ведением торговли, и координируют ее. Перечень профессий (должностей,
специальностей) таких сотрудников и квалификационные требования к ним
утверждаются Минтрудом России.
07.05.2013
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 95-ФЗ «О внесении изменения в
статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации»
Работодателям предлагается создавать производственные советы.
Расширены права работодателей. Последним (за исключением физических
лиц, не являющихся ИП) предоставлена возможность создавать
производственный совет. Речь идет о совещательном органе,
образуемом на добровольной основе из числа работников, имеющих,
как правило, достижения в труде.
Цель его создания – подготовка предложений для работодателя по
совершенствованию производственной деятельности, отдельных
производственных процессов, внедрению новой техники и технологий,
повышению производительности труда и квалификации работников.
Полномочия, состав и порядок деятельности производственного
совета устанавливаются локальным нормативным актом. При этом к
ведению совета не могут относиться вопросы, решение которых
находится в исключительной компетенции органов управления
организации.
Совет также не рассматривает вопросы представительства и защиты
социально-трудовых прав и интересов работников, отнесенные к
компетенции профсоюзов.
07.05.2013
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за
ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и
родам"»
Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам,
увеличили пособие по уходу за ребенком. Поправки касаются
выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям,
уволенным в период отпуска по беременности и родам. Женщинам,
уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с
ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя,
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивают
в размере 40% среднего заработка по месту работы. Однако если
увольнение по тому же основанию имело место в период отпуска по
беременности и родам, размер названного пособия ранее был
минимальным (1,5 тыс. руб. по уходу за первым ребенком, 3 тыс.
руб. – за вторым и последующими детьми).
Как указал Конституционный Суд РФ (определение от 27 января 2011
г. № 179-О-П), такая дифференциация необоснованна. Женщины,
увольняемые в период отпуска как по беременности и родам, так и
по уходу за ребенком, фактически оказываются в одинаковой
ситуации. Ликвидация работодателя не связана с их действиями,
волей или желанием. Они в равной мере нуждаются в материальной
поддержке на период до достижения ребенком 1,5 лет. Поправки
устраняют данное неравенство. Установлен одинаковый размер
ежемесячного пособия по уходу за ребенком (40% среднего
заработка) матерям, уволенным в период отпуска как по
беременности и родам, так и по уходу за ребенком.
29.04.2013
Неуведомление о приеме иностранного работника. Возможно несколько
штрафов!
Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает
ответственность за неуведомление о найме на работу иностранного работника.
Относительно применения данной ответственности Верховный суд РФ в
Постановлении от 11 марта 2013 г. № 51-АД13-2 разъяснил следующее.
КоАП РФ предусматривает ответственность за указанное неуведомление
территориального органа федерального органа исполнительной власти, который
уполномочен реализовывать функции по контролю и надзору в сфере миграции.
Также речь идет о неуведомлении органа исполнительной власти, ведающего
вопросами занятости населения в регионе, или налогового органа. Санкция –
административный штраф (для юридических лиц от 400 тыс. до 800 тыс. руб.)
или административное приостановление деятельности. Необходимо учитывать, что
направляемая в каждый из перечисленных органов власти информация необходима
для выполнения ими различных функций в соответствии с законодательством.
Таким образом, неуведомление каждого из перечисленных в диспозиции данной
нормы органов исполнительной власти образует самостоятельный состав
административного правонарушения.
22.04.2013
О приеме на работу каких категорий бывших государственных
служащих необходимо сообщать предыдущему работодателю?
Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает
ответственность за незаконный наем на работу (привлечению к оказанию услуг)
государственных или муниципальных служащих (включая бывших). В частности,
такая ответственность применяется к работодателям, привлекающим (с
нарушением законодательных требований) к трудовой деятельности названных лиц,
ранее занимавших должности, включенные в определенный перечень. Данный
перечень устанавливается нормативными правовыми актами, названные требования
– Законом о противодействии коррупции.
Относительно применения данных норм Верховный суд РФ
пояснил следующее. В силу Закона о противодействии коррупции гражданин,
замещавший названные должности в течение 2 лет после увольнения обязан при
заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю)
сведения о последнем месте своей службы.
Работодатель в подобном случае обязан сообщать о заключении этого договора
представителю нанимателя (работодателю) такого лица по последнему месту его
службы.
Исходя из указа Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений
Федерального закона "О противодействии коррупции"», названная обязанность
распространяется на следующих лиц. Это граждане, замещавшие должности,
включенные в раздел I или II Перечня должностей федеральной госслужбы, при
назначении на которые есть обязанность представлять сведения о своих (супруга,
несовершеннолетних детей) доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера. Также имеется в виду перечень должностей,
утвержденный руководителем госоргана в соответствии с разделом III
названного списка. Перечни должностей государственной гражданской службы
регионов и муниципальной службы утверждаются соответствующими органами
власти.
05.04.2013
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ «О внесении
изменений в статью 9 Федерального закона "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" и статью 1 Федерального закона "Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"»
Скорректирован Закон об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
До внесения изменений пособие выплачивалось за весь период временной
нетрудоспособности застрахованного лица до его выздоровления или
установления стойкой утраты профтрудоспособности. Оно составляло 100% его
среднего заработка.
Поправками ограничивается максимальный размер пособия за полный календарный
месяц.
Закреплено, что пособие не должно превышать 4-кратного максимального размера
ежемесячной страховой выплаты (с 8 апреля 2013 года – 235 880 руб.)
Кроме того, скорректирован Закон об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.
Положения, касающиеся оснований для снижения размера пособия по временной
нетрудоспособности, для отказа в его назначении, периодов, за которые
пособие не назначается, поправками распространены на страхование в связи с
несчастным случаем на производстве или профзаболеванием.
05.04.2013
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Трудовой договор с дистанционными работниками можно заключать через Интернет.
Поправки касаются регулирования труда дистанционных работников. Это лица,
выполняющие определенную трудовую функцию вне места расположения
работодателя с использованием Интернета и иных
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Не следует
путать их с надомниками. В отличие от них дистанционные работники не
изготавливают какие-либо изделия.
Согласно закону дистанционными работниками считаются лица, заключившие
трудовой договор о дистанционной работе. Сделать это можно и в электронном
виде. При этом используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
В то же время работодатель должен направить работнику экземпляр трудового
договора по почте заказным письмом с уведомлением не позднее 3 календарных
дней после его заключения.
Документы, необходимые для принятия на работу, также можно представлять в
электронной форме. Однако работодатель вправе потребовать выслать ему по
почте их нотариально заверенные копии. При заключении договора путем обмена
электронными документами работнику придется самостоятельно получать
свидетельство государственного пенсионного страхования.
В электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной
подписи происходит и ознакомление работника с локальными актами. Такой же
порядок можно применять и во всех других случаях, когда требуется подпись
работника или необходимо представить работодателю какую-либо информацию.
Исключение предусмотрено лишь для случаев получения пособий по болезни или в
связи с материнством. Оригиналы необходимых документов надо направлять по
почте заказным письмом с уведомлением.
В трудовом договоре прописываются порядок и сроки обеспечения работников
необходимыми оборудованием и программно-техническими средствами, правила
компенсации расходов по выполнению дистанционной работы. Также там
указываются основания расторжения договора по инициативе работодателя (причем
это могут быть и не предусмотренные ТК РФ).
Закреплено право дистанционных работников распределять время работы и отдыха
по своему усмотрению (если иное не установлено трудовым договором).
Обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда
дистанционных работников сведены к минимуму.
По соглашению сторон сведения о дистанционной работе не вносятся в трудовую
книжку, а при заключении трудового договора впервые она вообще может не
оформляться. В этих случаях подтвердить факт работы можно с помощью
экземпляра трудового договора, высланного по почте.
05.04.2013
Закон от 5 апреля 2013 г. № 58-ФЗ
Запрещается применение труда несовершеннолетних сотрудников на работах по
перевозке и торговле материалами эротического содержания.
03.04.2013
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 293 «О
федеральном реестре документов государственного образца об образовании, об
ученых степенях и ученых званиях»
Сведения о выданных документах государственного образца
об образовании, об ученых степенях и званиях занесут в федеральный реестр.
Утверждены правила, в соответствии с которыми формируется и ведется
федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об
ученых степенях и званиях. Оператором реестра является Рособрнадзор. Он
организует его формирование и ведение. Определен перечень сведений, вносимых
в реестр.
Данные о документах об образовании и их дубликатах представляются оператору
образовательными учреждениями и научными организациями, а также органами и
организациями, в ведение которых переданы их архивы. Сведения о документах
об ученых степенях и званиях – федеральным органом исполнительной власти,
выдающим эти документы, а также органами и организациями, в ведение которых
переданы соответствующие архивы.
Информация представляется в электронном виде путем ее внесения в реестр.
Оператор безвозмездно предоставляет сведения, содержащиеся в реестре, в
соответствии с поступившими запросами. Физическим лицам – в части, касающейся
выданных им документов. Иным лицам – в части подтверждения наличия в реестре
сведений о выданных документах.
Доступ к реестру и размещение сведений в нем осуществляется указанными выше
органами и организациями с применением усиленной квалифицированной
электронной подписи.
Сведения о соответствующих документах, выданных с 10 июля 1992 г. до дня
вступления в силу правил ведения реестра вносятся в него в течение 10 лет.
19.03.2013
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 февраля 2013
г. № ПГ/992-6-1 «О размере заработной платы работника, получающего оклад и
работавшего в праздничный день с предоставлением дня отдыха в этом же месяце»
По желанию сотрудника, работавшего в выходной или праздник, ему может быть
предоставлен другой день отдыха. Разъяснено, что если сотрудник выбирает
день отдыха, то работа в выходной или праздник оплачивается в одинарном
размере. При этом зарплата в том месяце, когда используется день отдыха,
выплачивается в полном объеме.
05.03.2013
Еще раз к вопросу об унифицированных формах документов. Письмо
Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/10659-6-1 «О заполнении личной
карточки работника»
Разъяснено, как заполняется личная карточка работника (форма
№ Т-2). Кадровик оформляет ее на лиц, взятых на работу, на основании приказа
(распоряжения) о приеме на работу, паспорта (иного документа, удостоверяющего
личность), сведений, сообщенных о себе работником.
В п. 10 раздела 1 карточки
(сведения о составе семьи) приводятся те данные о родственниках работника,
которые он по своему желанию может предоставить. В п. 6 раздела 2 (сведения о
воинском учете) указывается наименование военкомата по месту жительства. Раздел
2 заполняется на основании документов воинского учета, представленных
работником.
Также Роструд обращает внимание, что согласно новому Закону о
бухучете формы первичных учетных документов утверждаются руководителем
экономического субъекта по представлению должностного лица, отвечающего за
бухучет. Формы первичных учетных документов для организаций государственного
сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.
Таким
образом, с 1 января 2013 г. негосударственные организации вправе пользоваться
формами первичных учетных документов (в т. ч. формой Т-2), разработанными ими
самостоятельно.
04.03.2013
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 4 марта 2013 г.
№ 164-6-1 «О вопросах, связанных с применением норм трудового
законодательства о служебных командировках, а также о выплате компенсации за
неиспользованный отпуск при увольнении работника»
Даны разъяснения по отдельным вопросам применения трудового законодательства.
Командировочное удостоверение выписывается в одном экземпляре на основании
приказа (распоряжения) о направлении в командировку. Если работник
командирован в организации, находящиеся в разных населенных пунктах, то
отметки в таком удостоверении о датах приезда и выезда делаются в каждой из
организаций. Командировочное удостоверение не выписывается только при
командировке за границу. Во всех остальных случаях работодатель обязан
выписать его, в т. ч. при командировке на 1 день. Размеры возмещения
командировочных расходов могут отличаться для разных категорий работников.
Если сотрудник привлекается к работе в выходной, то данный день в табеле
учета рабочего времени следует отмечать как работу в выходной.
При увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные
отпуска. Принцип пропорциональности такой компенсации в случае, когда год
полностью не отработан, закреплен в Правилах об очередных и дополнительных
отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930. Согласно правилам лица,
проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, получают полную компенсацию, если они
увольняются вследствие определенных обстоятельств. Например, ликвидация
организации.
Таким образом, пропорциональную компенсацию получают, во-первых, лица,
проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо
другим причинам (в т. ч. по собственному желанию). Во-вторых, все сотрудники,
проработавшие менее 5,5 месяцев, независимо от причин увольнения. Это
касается компенсации лицам, проработавшим в организации менее года.
Компенсация за второй год выплачивается пропорционально отработанному
времени.
26.02.2013
Вступил в силу приказ от 12 декабря 2012 года № 590н «О
внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям
труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н»
В соответствии с изменениями не
подлежат обязательной аттестации рабочие места, на которых работники
исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах
(персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты
копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные
копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой
организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не
используемую в технологическом процессе производства. Обязательной аттестации
будут подлежать рабочие места, предусматривающих выполнение определенных видов
работ (трудовой функции), при осуществлении которых есть реальная вероятность
причинения вреда здоровью работника.
25.02.2013
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования
рабочих мест для инвалидов»
Вводится административная ответственность работодателей за неисполнение
обязанности создавать или выделять рабочие места для инвалидов в рамках
установленной квоты. Такая обязанность предусмотрена Законом о соцзащите
инвалидов. Квотирование рабочих мест для инвалидов касается организаций с
численностью работников более 100 человек. Квота определяется региональным
законодательством в процентах к среднесписочной численности сотрудников (не
менее 2 и не более 4%). Штраф для должностных лиц за невыделение (несоздание)
рабочих мест для инвалидов составляет 5-10 тыс. руб. Аналогичный штраф вводится
за отказ работодателя принять на работу инвалида в пределах квоты, а также за
необоснованный отказ зарегистрировать инвалида в качестве безработного. Ранее он
составлял 2-3 тыс. руб.
Работодатели обязаны ежемесячно информировать службу
занятости о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства
инвалидов в соответствии с установленной квотой. Также они должны принять
локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и
представлять сведения о них органам занятости.
20.02.2013
Постановление Правительства РФ
от 20 февраля 2013 г. № 145 «О внесении изменений в Положение об особенностях
порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством»
Скорректировано положение об особенностях исчисления ряда пособий гражданам,
подлежащим страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством. Это выплаты по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Коррективы связаны с поправками
к Закону на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
которые были приняты в конце 2012 г. Уточнен порядок расчета среднего дневного
заработка. Средний заработок для исчисления пособия по временной
нетрудоспособности определяется так. Заработок, начисленный за расчетный период,
делится на 730.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по
беременности и родам, по уходу за ребенком рассчитывается следующим образом.
Сумма заработка, начисленного за расчетный период, делится на число календарных
дней в этом периоде, кроме следующих дней. Это периоды временной
нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, а
также освобождения сотрудника от работы с сохранением зарплаты (если на
последнюю за это время страховые взносы в ФСС России не начислялись).
14.02.2013
Письмо Минтруда РФ от 14 февраля 2013 г. N 14-2-291
Рассмотрены некоторые вопросы оформления документов при направлении
работника в командировку. Изложено мнение Минтруда России по вопросам учета
рабочего времени, оформления необходимых документов, возмещения расходов и
расследования несчастных случаев на производстве при направлении работника в
служебную командировку.
Так, с 1 января 2013 г. форма служебного удостоверения, содержащаяся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, необязательна
к применению.
Сведения о направлении работников в служебные командировки отмечаются в
табеле учета рабочего времени буквой "К" или кодом "06". При работе в
командировке в выходной день отражается буквенное обозначение "РВ" или код
"03". При этом в первом случае количество отработанных часов не
проставляется, а во втором случае приводится в соответствии с данным
работнику указанием работодателя о продолжительности работы. Работодатель
вправе предусмотреть дифференцированный размер выплат, связанных со
служебными командировками, в зависимости от занимаемой должности работников.
При направлении работника в командировку продолжительностью не более 1 дня
допускается не оформлять командировочное удостоверение с целью правильного
документального подтверждения командировочных расходов при исчислении налога
на прибыль.
Даны разъяснения относительно расследования несчастных случаев на
производстве, которые произошли во время служебной командировки. Так, если
несчастный случай произошел с лицом при выполнении работ в другой
организации, то комиссия создается работодателем, под контролем и
руководством которого работником исполнялись трудовые обязанности. Если лицо
осуществляло работу по заданию работодателя на выделенном участке сторонней
организации, комиссия формируется работодателем с участием представителя
этой сторонней организации.
11.01.2013
Письмо
ФСС РФ от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169
Предельный размер среднего дневного
заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия
по уходу за ребенком, по страховым случаям, наступившим в 2013 году, составляет
1335,62 рублей. Фондом социального страхования сообщается, что с 1 января 2013
года установлен особый порядок определения среднего дневного заработка для
исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за
ребенком: средний дневной заработок определяется путем деления суммы
начисленного заработка за два предшествующих календарных года на число
календарных дней в этом периоде (730 дней), за исключением периодов временной
нетрудоспособности и периодов освобождения работника от работы с сохранением
заработка, за которые страховые взносы не начислялись. Определено также, что
средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать
величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для
начисления страховых взносов в ФСС РФ (в 2011 году – 463 тыс. рублей, в 2012
году – 521 тыс. рублей). Таким образом, предельный размер среднего дневного
заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия
по уходу за ребенком, по страховым случаям, наступившим в 2013 году, составляет
1335,62 рублей ((463000,00 + 512000,00) / 730).