 |
На основе
внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят
меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Но внутреннее побуждение к
действию является результатом взаимодействия сложной совокупности потребностей,
которые постепенно меняются, и, чтобы мотивировать, руководитель должен
определить эти потребности и найти способ их удовлетворения. Из сказанного
следует, что добиться желаемого поведения можно двумя путями: подобрать человека
с заданным уровнем внутренней мотивации или воспользоваться внешней.
По содержанию
стимулы бывают экономическими и неэкономическими. Суть экономических стимулов
состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним,
получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть
прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых
(дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на
его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле
решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов
называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что
любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные
или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную
работу.
Существует
ряд концепций того, как с помощью удовлетворения потребностей можно влиять на
деловую активность людей. Их знание необходимо менеджеру для лучшего понимания,
что движет подчиненными, и использования некоторых элементов в практике.
К неэкономическим способам мотивации относятся организационные и
морально-психологические.
Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию
в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса
при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет
мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников
более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.
Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более
содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей
их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и
профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие
способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда,
когда каждый по возможности должен быть сам себе шефом.
Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные
элементы.
1. Создание
условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что
лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную
ответственность за ее результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную их
важность для кого-то. Для того
чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную долю
риска и возможность добиться успеха.
2. Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте
показать свои способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь
доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно
получить имя своего создателя. Например, отличившиеся работники получают право
подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, что дает им
возможность ощутить свою значимость.
Информация по мотивации персонала и современные материалы – на наших учебных курсах.
|